Храм Живоночальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Новости

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Всенощное бдение накануне праздника в нашем храме совершил клирик храма иерей Антоний Ефимов, самым торжественным моментом богослужения стал вынос из алтаря храма Креста Господня и положение его в центре для поклонения. В сам день праздника Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Александр Балглей.

Крестное знамение – это победное знамя Христа. Христос посредством Креста победил Диавола и даровал спасение роду человеческому. Крест прославил Христа. Не так прославился Христос, когда воскресил четверодневного Лазаря; более прославился, когда пострадал на кресте и Своей смертью разрушил ад.

Истинным последователям Христа Крест также явился славой и похвалой. Апостол Павел ничем другим не хвалится, а только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Галл. 6, 14). И посему жизнь христианина должна быть тесно связана с крестным знамением.

Об этом хорошо говорит преподобный Ефрем Сирин: “Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси (грудь), и на все члены наложим себе сей Животворящий Крест; вооружимся Сим Непобедимым Оружием христиан, Сим Победителем смерти, Сею Надеждою верных, Сим Светом кротких, Сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, Сею Опорою православной веры, спасительною Похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять Его, повсюду нося с собою, и без Него не будем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, – все члены свои будем украшать Животворящим Крестом.

Если будешь с Крестом, то “не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему” (Псл. 90, 5, 10).

Сопротивные силы, видя Крест, трепещут и удаляются. Крест просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовью”.

“О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, сию необоримую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест – воскресение мертвых. Крест – упование христиан. Крест – утешение бедных. Крест – памятник победы над демонами, пестун юных. Крест – утешение скорбящих, хранитель младенцев, слава мужей, венец старцев. Крест – свет сидящим во тьме. Крест – проповедь пророков, спутник апостолов, похвала мучеников. Крест – целомудрие дев, радость иереев. Крест – основание Церкви, утверждение вселенной. Крест – сила немощных, врач недужных. Сим святым оружием Христос расторг утробу ада и заградил многокозненные уста Диавола. Им вооружившись, блаженные апостолы покорили всю силу вражию и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение Кресту. В него облекшись, как в броню, мученики и воины Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедовали с дерзновением. Его, взяв и неся на себе, ради Христа отрекшиеся всего в мире с великой радостью вселяются в пустыне и горах, в пещерах и пропастях земных”.

И далее говорит преподобный Ефрем: “Сей же Честный Крест явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и святой скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына человеческого на небе (Матф. 24, 30). Итак, Крест первый явится на небе со всем воинством ангельским, озаряя всю землю от концев и до концев ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа”.

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: “Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!”