Храм Живоночальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Дорогие братья и сестры!
Для осмысленного участия наших прихожан в Божественной Литургии
возобновляется практика ежемесячных миссионерских Литургий с общенародным пением.

Цель: внимательное и осмысленное отношение всех верных православных христиан к своему участию в Великом и Пренебесном Таинстве, актуализация понимания каждого верного участника Литургии, не как зрителя, а как совершителя.

Спевки для желающих подготовиться к участию в общенародном пении проводятся каждую субботу в 15-30.

Приглашаем всех желающих

Размышляем, обсуждаем, спрашиваем

Свобода выбора и свобода творчества

Вторая литургия преждеосвященных даров в этом году. Паремия: «И увидела жена, что дерево ... и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.» (Быт. 3:6).

Человек после грехопадения понимает свободу, в лучшем случае, как свободу выбора между добром и злом, в худшем, как вседозволенность. То, что вседозволенность является для человеком рабством собственных страстей, сейчас говорить не будем. Поговорим, о свободе выбора.

О свободе выбора в современных церковных проповедях говорится много – Бог создал человека свободным выбрать путь истины или лжи, добра или зла, жизни или смерти и т.п. Очень часто «современное христианство» на этом и останавливается. Но ведь на самом деле настоящая свобода начинается только тогда, когда «свобода выбора» заканчивается. Выбор всегда мучителен. У Иисуса Христа не было выбора между добром и злом – что же, Он был не свободен? Нет. Просто мы не можем «почувствовать» эту свободу. Свобода выбора была и в ветхозаветной церкви. Для христианина свободы выбора не существует. «Мы умерли для греха (Рим. 6:2)», - говорит апостол.

Так в чём же тогда заключается свобода для христианина? На последних субботних занятиях-беседах я в очередной раз пытался сказать что-то по этому поводу. Вышло опять что-то «неудобовразумительное». На этих занятиях, в первый раз, оказалась наша прихожанка Екатерина. Она сказала удивительно простые слова (надеюсь, что смысл передаю правильно): «Свобода это состояния счастья. Счастья, которое не зависит от того, что у тебя на столе - кусок чёрного хлеба или деликатесы, есть у тебя деньги и здоровье или их нет, есть у тебя дети и муж/жена или нет, хороший или нет твой сын, пьёт муж или нет ...» Именно так можно понимать слова Спасителя: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25)

Кто-то скажет, что это просто равнодушие. Да, для человека, который не почувствовал Божественной любви, так оно и есть. Более того, это и есть состояние крайнего эгоизма, духовной смерти. Для христианина это состояние напротив связано с активной позицией. Только находясь в таком состоянии ты тоже, как и Он (Лк. 15:31), можешь сказать: «Всё моё Твоё, Господи. Если хочешь, забери всё это у меня, и я не перестану любить Тебя. Только не покидай меня». В этом состоянии грань между свободой и любовью становится весьма условной. Это состояние свободы (полёта, полного доверия) во взаимной жертвенной любви Бога и человека. А жертвенная любовь всегда отдаёт, поэтому для христианина свобода – это не «свобода выбора», а свобода творчества, когда ты можешь реально ощутить свою сопричастность к рождению чего-то нового, начиная от простых вещей, таких как «накормить голодного, одеть раздетого, приютить бездомного...», заканчивая более сложными (победа над собственными страстями, «радость молитвы»). Бог многим, даже неверующим, даёт возможность явно прикоснуться к этой радости творчества – рождение собственного ребёнка – появляется новая личность, появляется «из ничего», и ты к этому имеешь непосредственное отношение.

Теперь немного о посте. Пост это средство ощутить свою свободу, узнать о себе много нового. К сожалению, пост для многих стал неким законом - мы смотрим на состав продуктов, как иудеи на чистую и нечистую пищу. Как следствие, наш «постный стол» по времени затраченному на приготовление, стоимости, внимания к этому вопросу, ссор с близкими не далеко ушёл от фарисейского лицемерия.

Только достигнув именно такой настоящей свободы, можно правильно понять послание: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.» (Рим. 14:6). В современной церковной проповеди, к сожалению, очень не часто приходится слышать эти слова св. апостола Павла.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить