Храм Живоночальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Дорогие братья и сестры!
Для осмысленного участия наших прихожан в Божественной Литургии
возобновляется практика ежемесячных миссионерских Литургий с общенародным пением.

Цель: внимательное и осмысленное отношение всех верных православных христиан к своему участию в Великом и Пренебесном Таинстве, актуализация понимания каждого верного участника Литургии, не как зрителя, а как совершителя.

Спевки для желающих подготовиться к участию в общенародном пении проводятся каждую субботу в 15-30.

Приглашаем всех желающих

Размышляем, обсуждаем, спрашиваем

Как рождаются литургические традиции

Недавно услышал от одного преподавателя литургики в семинарии, что он застал время, когда в центре наших храмов не стояли иконы на аналое.

Нет, они конечно были в соответствующие моменты богослужения – на полиелее и т.п. А в остальные моменты эти иконы так «скромненько» стояли справа у солеи, или их вообще не было. Икона в центре храма в определённые моменты богослужения выглядит даже как-то неуместно, например, когда священник читает Евангелие в алтаре, то стоит спиной к ней (да и свещеносцы тоже), или когда священник выходит на литию, он вынужден каким-то образом обходить её. К тому же в глазах большинства прихожан пространство между этой иконой и амвоном приобретает какой-то сакральный смысл, считается что туда заходить нельзя ...

В дореволюционные времена ничего подобного не было. Подтверждение тому – старинные фотографии богослужений начала века. Так когда же появилась традиция ставить посреди храма икону и (обязательно) подсвечник перед ней?

По словам этого священника, это произошло в шестидесятые годы при советской власти, когда «проезд на транспорте стоил пять копеек, а свеча в храме один рубль». Действительно, очень часто центральный подсвечник является «центром притяжения» в храме. Сегодня стоимость свечи сопоставима со стоимостью проезда на транспорте, и пожертвования от свечей уже не составляют значительную долю приходского бюджета, но ... Сейчас уже не столько священники заинтересованы в этих центральных подсвечниках, сколько сами верующие. Очень многие (хочется сказать, что большинство, но удержусь) заходят в церковь «поставить свечку» и всё. Свеча стала неким «договором» с Богом - я тебе свечку, а ты мне ... (и можно загибать пальцы, во-первых ...) Такой «Сверхновый завет» современного человека с Богом.

«Святее» свечки для современного верующего, наверное, только куличи и крашенные яйца на Пасху. Я с умилением смотрю на людей, которых обычно мы не ожидаем увидеть в храме на литургии, но которые в Великую субботу под дождём и снегом могут часами стоять и «святить» свою снедь. Большинство из них (это уже точно) просто и не слышали об Евхаристии (да и желания такого не имеют). Слова «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» вызывают у них такую же реакцию, как и у иудеев две тысячи лет назад (Ин. 6 глава). Вот если бы «ядущий куличи и крашеные яйца имеет успех в этой жизни», это было бы даже очень понятно ...

Когда-то евхаристические молитвы, которые мы называем тайными (потому что священник читает их тихо в алтаре и народ их не слышит), таковыми не были. Я долгое время не мог понять, как они стали тайными – и императоры, и священноначалие были против, боролись с этим явлением, но всё равно к 8-9 векам тайные молитвы твёрдо и бесповоротно вошли в византийскую литургическую практику. А теперь мне кажется, что верующий народ сам так захотел. Так просто удобнее – и служба быстрее заканчивается, да и хор приятнее слушать, чем какие-то молитвы непонятные ... К таким выводам я пришёл, наблюдая за тем, что происходит в наших храмах с исповедью во время литургии. Не может быть исповеди во время литургии, это как на свадьбу в трауре прийти. Патриарх (и нынешний и предыдущий) уже много раз говорил, что исповедь во время литургии это исключение для малолетних и немощных, а исповедоваться полезнее накануне ... «Но ведь это крайне неудобно», - возражает современный человек. Слова Спасителя «тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь» в «Сверхновом завете» современного человека превращаются видимо в «врата и путь, ведущие в жизнь, необходимо расширять по мере возможностей».

Кто-то скажет: «Ещё одна чернушная статья, порочащая Святую веру православную» или «Понятно, что в ЭТУ церковь ходить нечего». Так зачем я всё это написал? Я просто хочу сказать, что несмотря на всё это

  • Он ждёт тебя именно в ЭТОЙ церкви
  • Он любит тебя несмотря на все несовершенство твоей веры
  • И когда ты придёшь к нему Он не оттолкнёт тебя а скажет: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28)

P.S. Братья и сёстры, простите, если кого обидел. Я не еретик или обновленец, я тоже исповедую Никео-Цареградский символ веры (или, если это более убедительно для кого-то – я тоже иногда ставлю свечки, всегда освящаю куличи и яйца на Пасху, и, даже, страшно сказать, исповедуюсь во время литургии).

Комментарии  

0 # Ирина 14.04.2014 07:24
Я вот тоже думала раньше: "Где все эти люди, которые приходят святить вербу, куличи, яйца..." в остальные воскресные дни?" То же самое думала и о тех, кто стоит в очередях к Матроне и к прочим святыням. Почему эти люди не идут в храм, не причащаются, а зачастую и слышать не хотят о Боге? Идут к одной святыне за одним, к другой - за другим... почти язычество. А теперь вот думаю, что я не права. У каждого свой путь к Богу. Мне кажется, что если человек зачем-то идет святить куличи, он знает, что праздник Пасхи, значит говорит: "Христос воскресе!", значит помнит о Боге, знает о Нем, молится Ему. И это хорошо в любом случае
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить