Храм Живоночальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Дорогие братья и сестры!
Для осмысленного участия наших прихожан в Божественной Литургии
возобновляется практика ежемесячных миссионерских Литургий с общенародным пением.

Цель: внимательное и осмысленное отношение всех верных православных христиан к своему участию в Великом и Пренебесном Таинстве, актуализация понимания каждого верного участника Литургии, не как зрителя, а как совершителя.

Спевки для желающих подготовиться к участию в общенародном пении проводятся каждую субботу в 15-30.

Приглашаем всех желающих

Размышляем, обсуждаем, спрашиваем

Время и вечность

Что есть Время? Когда меня спрашивают о нём, я знаю, о чём идет речь.
Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать!
Аврелий Августин

«В начале сотворил Бог небо и землю», - так начинается Библия. Эта точка не только создания материи-пространства, но и времени. Время имеет начало, и оно будет иметь конец: «...времени уже не будет (Откр. 10:6)». Мы живём во времени, и это откладывает отпечаток на наше мышление. Вопросы типа: «что делал Бог до того, как начал творить мир?» - просто не уместны. «До того», - это вопрос связанный с прошлым, т.е. со временем, но до творения времени не было.

Время это изменение - рождаются и умирают галактики, звёзды, планеты, люди ... Это изменение всего того, что сотворено Богом (в том числе и человеческой души, пока она находится во времени и пространстве).

Как измерить время? Меры веса и длинны имеют какой-то эталон. Можно поехать в какой-то музей, кажется в Париже, и там посмотреть эталонный метр. Этот метр не меняет своей длинны ни в Африке, ни в России. Он имеет точно такую же длинну во времена Петра I, как и в наши дни. А что является эталоном времени? Можно сказать, что 1 час это 1/24 времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси.  Но где гарантия того, что во времена Тутанхомона скорость вращения Земли была такой же как сейчас?

Современная наука придерживается мнения, что время зависит от скорости. Парадокс близнецов (кому интересно, может найти через интернет-поисковик), предложенный Эйнштейном в рамках своей теории относительности, среднестатистический мозг отказывается принимать. Кто-то скажет, что это теория, но опыты с часами, помещенными в сверхзвуковой самолёт, показывают реальное отклонение стрелок часов на несколько секунд за время полёта – это уже факты.

Современная наука говорит нам о том, что для объекта, движущегося со скоростью света, время останавливается. Оно как бы перестаёт существовать. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5)» - там где Бог времени нет, там появляется вечность. Вечность – ни как бесконечно долгий отрезок времени, а как его полное отсутствие.

Человек состоит из души и тела. Пока мы живём «здесь и сейчас», мы через наше тело «привязаны» к пространственно-временному континуум (учёные такое слово придумали). Наше тело меняется (точнее постепенно разрушается), и душа тоже может изменяться, т.е. иметь возможность к покаянию (в переводе с греческого «покаяние» - изменение сознания). Когда наступает биологическая смерть (первая смерть, как говорили св. отцы), душа «вырывается» из пространственно-временной клетки и попадает в вечность. И самое печальное – способность к покаянию (т.е. изменению) утрачивается.

В православном учении есть понятие о «частном» и «страшном» суде. Суть его в следующем. После смерти тела душа на «частном» суде определяется в некое состояние (шкала рай –ад), в зависимости от того как она прожила свою жизнь, находясь в телесной оболочке. Но это состояние не окончательно. После второго пришествия Иисуса Христа будет окончательный «страшный» суд, где все получат новые тела и своё место в вечности. Между этими судами, хотя душа покаяться не может, но ещё живущие «здесь и сейчас» люди могут молиться за умерших (например, подавать записки) и совершать ради них дела милосердия (например, раздавать милостыню), и тем самым изменить участь уже умерших их близких на «страшном» суде.

Давайте посмотрим на всё это с точки зрения время-вечности. Максим Исповедник говорит о том, что всё человечество имеет общую природу, при множестве личных ипостасий (в какой-то мере подобно троичности Бога). Из-за грехопадения мы утратили ощущение общности своей природы и ощущаем только свою ипостасность (индивидуальность). Но эта связь существует независимо от того, ощущаем мы её или нет. Когда наступает биологическая смерть и душа переходит из времени в вечность, для неё «частный» и «страшный» суд не разделяются (потому что нет временной последовательности и нет никакого ожидания – это всё временные категории). Можно даже сказать, что эта душа из вечности «увидит» всю историю человечества от начала до конца, т.е. и будущие (для нас, продолжающих жить во времени) события – всех своих внуков и ещё неродившихся правнуков, как они живут и молятся (или не молятся) за неё.

Поэтому изменение этой души, уже находящейся в вечности, зависит от нашего изменения, так как все мы имеем общую природу. Меняясь сами, мы изменяем и участь наших умерших родственников (да и всего человечества в целом). Поэтому забота о наших близких, отошедших в мир иной должна выливаться не в пассивное исполнение тех или иных обрядов, а в личное изменение себя. Если ты подаёшь сорокаусты (записки о поминовении усопших на проскомидию), а сам при этом не причащаешься, то в этом есть какой-то элемент лукавства – это или откровенное язычество (вера в какие-то магические заклинания) или потребительское отношение к Богу (я деньги попам заплатил, поэтому теперь Бог «должен» моих родственников спасать). Только когда ты сам являешься частью церкви через соединение с ней в таинстве евхаристии (и для этого живёшь духовной жизнью, т.е. постом и молитвой), тогда ты можешь «повлиять» на участь не только твоих родственников, но и всего человечества. «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся»,  - говорил Серафим Саровский.

Ещё несколько слов о вечности. Приходиться слышать мнение (особенно от молодёжи), что если вечность – это отсутствие времени, то значит в Царстве Небесном никаких изменений нет – это «жизнь» скучная, неинтересная (жизнь «овощей», с точки зрения современного мира). Что на это сказать?

Апостол говорит о Царстве  о Царстве Небесном: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1Кор. 15:41)». Это значит, что жители Нового Иерусалима сохранят свою индивидуальность и будут отличаться друг от друга. Отличаться чем? Отличаться количеством любви, которое способны вместить-отдать. Да, изменения (в нашем понимании) в Царстве Небесном не будет.  Но там появится возможность развития (возрастания в) любви, как движение по направлению к Богу.  Если человек хоть раз испытывал состояние любви (но любви настоящей, а не той, которая пропагандируется в мире – о любви мы уже говорили в первых беседах), то он не скажет, что это скучно, или что это напоминает жизнь овощей. Если кто подал кружку во имя моё.

Бог любит тебя и ждёт в вечности, чтобы быть всегда с тобой. Именно для этого он и создал тебя. Пока ещё есть время, позволь Ему найти тебя в этом пространственно-временном континууме.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить