Храм Живоночальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Богослужения совершаются согласно расписанию
Контактный телефон: +7 (985) 991-37-26

***

Дорогие братья и сестры!

Здесь на сайте Вы можете подать поминальные записки и сорокоусты
о здравии и о упокоении, поставить свечи к иконам святых пройдя по ссылке: ЗАПИСКИ, СВЕЧИ И ПОЖЕРТВОВАНИЯ.

Так же пройдя по этой ссылке, Вы можете совершить пожертвование на поддержание благолепия храма и территории, устроение церковной жизни.

Храни Вас Господь!

 

Размышляем, обсуждаем, спрашиваем

Неделя о мытаре и фарисее – несколько слов в защиту фарисеев или почему нужно ходить в храм, несмотря на грехи священников

В Евангелии часто встречается выражение «книжники и фарисеи». Кто вообще такие книжники и фарисеи и откуда они взялись. Книжники и фарисеи появились в израильском обществе во время Вавилонского плена, в период религиозного подъёма еврейского общества.

Это были знатоки Писания, толкователи религиозных законов. Когда у простого иудея возникал какой-либо вопрос, то он шёл за разъяснением к фарисею. Что-то сродни «вопрос священнику» в современных православных изданиях. С течением времени в религиозной жизни возникли новые вопросы, ответы на которые в Законе Моисеевом чётко не были прописаны (например, как и сейчас есть вопросы, на которые напрямую нет ответа в Библии – как относится к суррогатному материнству или перемене пола и т.п.), возникали новые предания и обряды (аналог нашего освещения яблок на Преображение или ныряния в прорубь на Крещение). Поэтому книжники и фарисеи были востребованы в иудейском обществе. Правда, с течением времени, в некоторых из них развилась гордыня и превосходство по отношению к другим «малообразованным» верующим (аналоги из современной православной жизни приводить не будем). Для того, чтобы поднять свой авторитет в глазах других людей они прибегали к показному, наружному исполнению обрядов и требовали этого и от других.

Слово «фарисей» стало в православном сознании чем-то ругательным. Синонимом религиозного лицемерия, фальши, ханжества. В первую подготовительную недели поста читается Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18 10-14):

10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю. 13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Православное прочтение притчи заключается в том, что мытарь оправдан Богом, а фарисей осуждён. Канон на утрене (Песнь 7): «Смирения аки лествицею употребився образом мытарь, / к небесней высоте возвысися: / гордынею же гнилою и безумием окаянный вознесся фарисей, / сниде до ада преисподняго.» Каждый из нас является фарисеем из этой притчи, когда превозносится и осуждает ближнего.

В другом месте Евангелия читаем: «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7 29). Кажется, что Иисус Христос учил народ «правильно», а книжники и фарисеи не так, то есть как-то неправильно. Иисус Христос учил «как власть имеющий», то есть как тот, кто сам и есть Писание – «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12 8). То есть он учил «от себя». Книжники и фарисеи и не могли так учить, потому что они не являются источником Закона, а лишь его толкователями. Если книжник и фарисей начинает учить от себя, он становится родоначальником какой-нибудь ереси (и может увлечь за собой немалое число последователей).

Иногда приходится слышать (в последнее время всё чаще и чаще): «Как можно ходить в церковь, если у Вас попы такие растакие, одним словом  - и эти люди запрещают мне ковыряться пальцем в носу ...». В таких случаях я привожу слова Христа: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте ...» (Мф. 23 2-3).

P.S. Вспомним кем были апостол Павел до обращения в христианство, или Никодим, тайно приходивший к Иисусу... Да и об осуждении фарисея из сегодняшней притчи  - Евангелие говорит о том, что просто мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели» фарисей. Так что брат и ты не осуждай фарисея (даже если постишься более, чем «два раза в неделю», и даешь больше, чем «десятую часть из всего», чтó приобретаешь), а лучше смотри на себя ...

С уважением, Георгий

Комментарии  

0 # Галина 10.04.2015 17:41
Идем же к Богу, у него просим, не у священника. Священник - проводник.Это первое. И не нам говорить о грехах священника. Это второе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить